28.10.2021

Евгений Чичваркин: бизнес на грани возможного!

Сегодня среди российских предпринимателей, которые сделали огромный капитал в России, и продолжают заниматься бизнесом за границей, стоит отметить эпатажного Евгения Чичваркина.

Немного о личности

Евгений является необычным представителем бизнеса того времени. С одной стороны он вырос в интеллигентной семье и получил хорошее образование в Государственной академии управления по специальности «Экономика и управление на транспорте».  С другой стороны Чичваркин торговал на вещевом рынке, общался с торговцами и работал ради денег в холод и зной.

Настоящий успех накрыл Евгения, когда он со своим другом Тимуром Артемьевым в 1997 году, открыл компанию «Евросеть». Бизнесом по купле-продаже телефонов на тот момент занимались многие компании, но триумфа достигали не многие.

Главные причины скорого успеха

Среди главных причин успеха компании «Евросеть» стоит отметить:

  1. Изначально правильно выбранное место. Как говорил сам Чичваркин, их совместный с Артемьевым магазин находился в многолюдном и проходном месте. Мобильные телефоны, гаджеты и аксессуары в магазине «Евросеть» во всем блеске и свете показывались потребителям. Этот привлекающий ход был, достигнут благодаря тому, что вместо привычных кирпичных стен, были установлены прозрачные зеркальные конструкции, которые,безусловно, привлекали потенциальных покупателей.
  1. Яркие маркетинговые ходы и реклама. Рекламные лозунги «Евросети» в духе «Евросеть, Евросеть, цены просто …….» и промоакции « Разденься, и получили телефон в подарок» создавали движуху вокруг компании. Часто провокационные рекламные компании приносили не только бешеный наплыв клиентов, но и административное наказание для компании. Впрочем, по признанию самого Чичваркина —  выгода от успешных продаж перекрывала в сотни раз небольшие штрафы.

Спрос на аксессуары. Чичваркин также отмечал, что люди готовы покупать не только телефоны, но и аксессуары к ним, которые по стоимости составляли треть цены самого гаджета. Евгений не раз подчёркивал, что увеличенный ассортимент сопутствующих товаров приносил еще больше денег в копилку компании. Другие фирмы по его признанию не пользовались подобным преимуществом.

Сопутствующие факторы

  1. Скорость движения и масштаб. В 90 годы бизнес делался очень быстро. По словам самого Евгения, его конкуренты снижали активность после первых заработанных денег. А он с его командой открывали магазины по всей стране. Даже в тех регионах, в которых не стоило открываться. Впрочем, именно скорость движения существенно влияла на количество допущенных ошибок как самим Чичваркиным, так и его командой.
  2. Низкая стоимость телефонов. Дешевая стоимость гаджетов обеспечивала прибыль всем компаниям. Все телефоны, несмотря на то, что они являлись не растаможенными, продавались непосредственно в России. И это с одной стороны обеспечивало сверхприбыль компаний. А с другой стороны это создавало проблемы для владельцев компаний.

Впрочем, как и большинство компаний в девяностые годы компания «Евросеть» пошла на спад. Внутренние и внешние проблемы в компании, заставили Евгения Чичваркина продать «Евросеть» и уехать жить и строить бизнес в Лондон.

Вырученные деньги от продажи компании Евгений Чичваркин вложил в два серьезных проекта:  Винный магазин «Hedonism Wines» и ресторан «Hide». Новые бизнесы потребовали финансовых вложений, терпения и сил.

Неординарность, сумасбродность и эпатажность Евгения проявилась и в его новых проектах. Так для того, чтобы сделать ресторан «Hide» более привлекательным он полностью реконструировал помещение: поднял полы и потолки,  установил дорогую кухню и потратил огромные деньги на функциональные мощности.

К примеру, в его ресторане есть:

  • Автомобильный лифт для специальных гостей.
  • Зарядки для телефонов в каждом столике.
  • Японские умные туалеты и дорогое мыло. 
  • Дорогие бокалы, декантеры и подставки для бокалов.
  • Аутентичный свет для общих и локальных фото сессий.
  • Проекция самого ресторана в стандартном лифте.
  • Огромный винный лист и доставка из магазина.

То есть Евгений вложил огромное количество в дорогие мелочи. Как он говорит для наилучшего тактильного восприятия. Что, безусловно, подкупает потенциальных клиентов.

Если говорить про винный магазин «Hedonism Wines», то Евгению приходиться платить огромные деньги за страховку и аренду помещения. При этом также как и в ресторане, он выплачивает большие зарплаты сотрудникам.  Однако, по словам Чичваркина магазин уже начал приносить внушительный доход. Что безусловно не может не радовать.

Сегодня, по словам Евгения, он осваивает новый вид предпринимательской деятельности, — это бизнес в долгую. Подобный вид бизнеса требует больших вложений, времени и сил, однако окупается сторицей.  

В целом если говорить о бизнес-проектах Евгения Чичваркина, ровно, так же как и о нем самом, стоить отметить что его успех всегда сопровождают спорные и противоречивые моменты.

Успешность проектов Евгения Чичваркинам заключается в том, что он:

  1. Достиг высоких результатов, как в России, так и в Англии. Немногим русским бизнесменам это удалось. К безусловным успехам английских бизнес-проектов Чичваркина стоит отнести: звезду Мишлен ресторана «Hide» и один из лучших винных магазинов  «HedonismWines».
  2. Использует особую финансовую мотивацию сотрудников, которая заключается в комиссионной оплате. То есть чем больше сотрудник продал или больше пользы сделал для компании, тем больше его личная зарплата — комиссия. О подобном подходе все знают, но практически никто не использует его.
  3. Имеет нестандартное личное и бизнес мышление. Евгений часто говорит о том, что для развития бизнеса необходимо больше свобод, снижение налоговой нагрузки и возможность покупать и продавать товары по всему миру. О свободе Чичваркин говорит, так: человек имеет право на все, что не ущемляет свобод другого человека.
  4. Понимает как вести себя в краткосрочных и долгосрочных бизнес-проектах. О бизнесе в «Евросети», Чиваркин говорит о том, что они как будто торговали быстро портящимися пирожками. О  винном магазине  «Hedonism Wines», Евгений говорит, словно о картинной галерее. А о винах рассуждает как о произведениях искусства: Художник умер, он больше ничего не создаст.
  5. Не боится критики и риска. Чичваркина часто критикуют за повышенную стоимость, как целого проекта, так и отдельных деталей. Многие аналитики утверждают, что его проекты никогда не окупятся и не начнут приносить доход.  Однако Евгений не боится критики и делает все в соответствии с собственным личным видением.

Противоречия бизнес-проектов Евгения Чичваркина заключаются в том, что он:

  • Создал успешную компанию, благодаря продаже серого, то есть не растаможенного товара.При этом сам Евгений утверждает, что без не совсем законных схем невозможно было бы создать многомилионную компанию.
  • Использовал примитивные и рекламные ходы из разряда «за гранью». Компания «Евросеть» часто становилась объектом административного наказания. Провокационные маркетинговые стратегии давали свое, но это были шаги, которые,безусловно сказывались на репутации компании.
  • Занимается банальной перепродажей вина. В частности сам Евгений не раз подчеркивал, что некоторые вина он перепродает с доходом 75-100 процентов. То есть он отчасти он спекулирует на перепродаже товаров.
  • Критикует российскую власть, при которой он добился успеха. Хотя сам Евгений и говорит, что добился успеха не благодаря, а вопреки. Он дружественно общается с отдельными политическими деятелями.
  • Строит бизнес на человеческих слабостях. Продавая алкоголь, Евгений фактически влияет на здоровье людей. И хотя он сам поддерживает позицию свободного приведения себя в негодность, популяризация потребления алкоголя – это не  тот вид бизнеса, который несет пользу людям.

Мое личное мнение

Я смотрел десятки интервью с Евгением Чичваркиным и не знаю его лично. Его цитаты, высказывания, едкие замечания и умопомрачительные шутки разошлись на цитаты. Вот только некоторые из них:

  • Употребление старых шампанских это путь в один конец.
  • Наше дело не рожать, сунул, вынул и бежать.

  • Я поучаствовал в создании компании, половинка которой была продана за миллиард.

И это только те, которые я запомнил. Если посмотреть парочку интервью, то вы обязательно найдете там пищу для размышления, смешные шутки и едкие замечания.

Поэтому у меня сложилось исключительно заочное и несколько противоречивое представление о его личности, бизнесе и жизни:

  1. Евгений это человек, бизнесмен и личность, которая открыто и демонстративно придерживается материальных ценностей. По его утверждению все, что он делает, это ради денег. Однако видно, что он пытается заполнить душевную пустоту и тоску: игрою в поло, бизнесом, алкоголем и посиделками с друзьями.
  2. Чичваркин это свободный человек, который не терпит границ в бизнесе, личной жизни и даже выборе одежды. Он нетрадиционно ведет бизнес, ярко одевается и не любит говорить о частной жизни. А если и говорит о своих проблемах, то в шуточной форме.
  3. Евгений Чичварикин – это личность, которая хочет изменить мир к лучшему и меняет его сегодня. Он хочет попробовать себя в разных ипостасях: бизнесмена, инвестора, управленца и политика. Однако боюсь его философия, и теология будет уместно далеко не везде.

Впрочем, это только заочное мнение. Может быть, если в будущем возникнет личная встреча, мое мнение о нем измениться, в какую сторону не знаю, но было бы интересно.