Рассмотрим пример из семейной жизни. Среди действующих лиц мама и ее дочь: мама, внезапно обнаружив перед приходом гостей, что дома нет хлеба, просит дочь сходить в ближайший магазин. Но из-за того, что девочка не хочет опоздать на спортивную секцию, занятие в которой уже скоро начнется, она отказывается исполнить просьбу. Мама повторно настаивает, а дочь, не изменяя себе, не идет на уступку.
Как быть?
Кто-то из родителей выбирает путь отступления, а кто-то продолжает стоять на своем. Первые хотят сохранить мир в семье, а вторые — свой авторитет в глазах ребенка. Здесь есть два способа решения конфликта.
Модель: «Выигрывает родитель»
Мама обесценивает желание дочки не опоздать и важность хобби для ребенка и приказывает идти в магазин. Дочь повинуется.
Родители, которые выбирают эту модель поведения, оправдываются тем, что нужно делать детей в строгости и не позволять лишнего. Но они забывают, что дети копируют поведение родителей и в будущем будут вести себя точно так же.
Второй вариант.
Он отличается не слепым приказом, а аргументацией. В таком случае ребенок становится не активным, а пассивным, потому что думает, что его мнение не ставится в расчет. Он думает: «В любом случае, мне придется сделать так, как сказали родители».
Вторым способом решения конфликтов является модель «Выигрывает только ребенок»
Родитель в таком случае просит только один раз и, услышав ответ, тут же капитулирует и говорит, что сам сходит за хлебом.
Родители, идущие по этому пути, боятся, что отношения с детьми могут испортиться, что возникнет конфликт. Детям в тиках сценах прививается эгоизм, потому что не знают, что есть порядок, и не умеют себя организовывать.
Когда такие дети покидают родительский дом, сталкиваются с трудностями и не обретают компании, а только слушают насмешки. В старости такие люди также остаются одинокими.
Эти модели приводят к тому, что многоразовое их применение копится в сознании ребенка и потом выливается в нежеланные черты характера.