23.04.2024

Ожидания и действительность

Словосочетания «я озадачен», «я чувствую противоречие» достаточно обыденные и понятны человеку. Даже если он не имеет отношение к психологии как науке. Сегодня, вместо этого, многие употребляют модное в нынешнее время выражение «когнитивный диссонанс». По смыслу эти фразы выражают одно то же состояние несоответствие ожиданий и действительности.

Данный термин первый раз появился в психологической науке в 1957 году. Его автором которого стал Леон Фестингер, американский психолог.

Предысторией создания термина было исследование, что проводилось в 30-х годах двадцатого века. После землетрясения в Индии стали распространятся слухи о появлении сильных подземных ударов в других районах. При этом никаких прогнозов о толчках не давалось.

Ученые исследовавшие это явление пришли к выводу. Необоснованные слухи скорее оправдывали тревогу людей, чем вызывали ее. Население распространяло неверную информацию что бы успокоить подсознательные страхи, основанные новостью о землетрясении.

Большинство людей стараясь решить внутренние противоречия готовы к фантазированию и поиску мнимых наиболее подходящих оправданий.

Фестингер пришел к пониманию того что, люди неосознанно стараются создать внутренний баланс между полученной информацией и собственными представлениями. И дал название этому – когнитивный диссонанс.

Это состояние может появиться, когда человек причисляет себя к определенной группе людей схожих по взглядам или интересам. Однако через время его личное мнение может пойти в разрез с мнением группы. Новая поступающая информация не будет соответствовать существующей картине мира. К примеру, новость, что 13 августа в южной части России выпал синий снег вызовет когнитивный диссонанс у населения.

При возникновении у человека противоречий у него появляется чувство дискомфорта, которое он и старается сгладить. Сделать это можно тремя способами:

  1. проанализировать и отказаться от одного из представлений;
  2. начать поиск новой информации, которая позволит собрать все в логическую картину;
  3. поменять окружающую действительность на новую, где противоречия уже будут не актуальны.

Возможно, вы наблюдали ситуации как люди могут обесценивать то, что им недоступно, но очень хочется. Например, возникшее желание человека съесть яблоко, растущее на дереве. А шанса дотянуться до него нет, слишком высоко. В этот момент появляются противоречия между возможностью и желанием. Начинается процесс формирования внутренних убеждений о том, что «не очень то и хотелось, это кислое и не спелое яблоко». Это классический пример решения когнитивного диссонанса, когда находится и применяется первое подходящее оправдание.

Когнитивный диссонанс в руках манипулятора может стать эффективным инструментом для управления действиями людей. Этим часто пользуются маркетологи при создании рекламы.

Человек соглашается на покупки, которые он и не собирался делать. Причина тому порадовать собственное эго.

Если не поддаться первому оправданию и начать исследовать состояние диссонанса. Это может стать отличным побуждением для развития личности. Что успешно практикуют в дзен-буддизме.